Решения для энергетических систем

В настоящее время происходит изменение задач, структуры, технологий мировой энергетической системы. Требуется повышение эффективности управления сетями, снижение затрат на эксплуатацию, обеспечение надежности сетей, поддержка распределенной генерации, обеспечение баланса централизованного и децентрализованного управления. На первое место выходят такие аспекты построения сетей, как: их функциональная наполненность, безопасность и надежность работы, мониторинг состояния в режиме реального времени. Технологическая связь служит при этом связующим звеном в управлении генерацией, транспортировкой и распределением электроэнергии. Так как управление электроэнергетической сетью является распределенным процессом, то функциональность и надёжность телекоммуникационных систем не только определяет эффективность и согласованность работы различных служб в обычном режиме, но и минимизацию последствий критических ситуаций, таких как аварии, природные катаклизмы.

Диспетчерские коммуникации, обеспечивающие управление сетями, характеризуются следующими тенденциями:

  • увеличение сложности сетей и оборудования, подстанций;

  • новые услуги и тарифы поставки энергии;

  • клиентоориентированное взаимодействие с потребителями;

  • принятие решений в условиях большого объема информации;

  • привлечение экспертов к решению задач управления;

  • смещение фокуса на прогнозирование и развитие;

  • необходимость уменьшения психологической напряженности диспетчеров.

 

Голосовые коммуникации в энергетике востребованы не только для получения информации, но и для передачи диспетчерских команд и получения подтверждений, для оповещения сотрудников, для организации телесовещаний, обучения и других форм коллективной работы. Телефонная связь является неотъемлемой частью современного комплекса управления работой электрической системы, и включает в себя технологические - диспетчерские переговоры. И хотя управление современными интеллектуальными сетями требует высочайшей автоматизации с помощью комплекса программ автоматизированного диспетчерского управления, но и роль человека-диспетчера остается такой же большой, как и раньше. При оперативном принятии решений в большом потоке информации в аварийных ситуациях используются отраслевые экспертные системы и совместная работа нескольких диспетчерских команд. Для создания общей рабочей среды работы диспетчеров необходимы соответствующие коммуникационные средства в виде систем оперативной аудио и видеосвязи, аудио и видеоконференций, а также средства совместной работы.

До недавнего времени энергетические сети, как правило, строились по трем независимым функциональным критериям: передачи сигналов речи и телемеханики, защиты и автоматики, офисных приложений, с использованием соответствующей аппаратуры. Сейчас достаточно активно применяется совмещение функций передачи речи, ТМ и защиты, а также информации корпоративных систем управления по единому транспорту на базе IP.

Так же немаловажен на сегодняшний день и аспект безопасности энергетических предприятий, имеющих статус стратегических. Информация становится одним из главных активов современных энергетических компаний, влияние информационных технологий на текущие бизнес-процессы постоянно растет, растут и требования к уровню защищенности информационных систем, сохранности и доступности данных. Обеспечение безопасности объектов, помимо административных мероприятий, предусматривает наличие технических средств (охранных систем, систем видеонаблюдения…), для которых, в свою очередь, требуются высокоскоростные надежные системы связи.

НПП «СПЕЦСТРОЙ-СВЯЗЬ», имея большой опыт в разработке и поставке телекоммуникационных систем, в том числе на базе программно-аппаратных комплексов собственной разработки, предлагает современные решения для электроэнергетической отрасли. Важную роль в этом играют коммуникационные сети и сервисы, ориентированные на поддержку взаимодействия сотрудников энергетических предприятий: руководителей подразделений, диспетчеров и инженеров. Решения «Протон-ССС» способствуют интеграции различных видов связи, повышению надежности функционирования диспетчерских служб и снижению эксплуатационных расходов. С помощью новых технологий возможна интеграция коммуникаций и существующей технологии управления производством и распределением электроэнергии. Для улучшения взаимодействия с потребителями электроэнергии и сервисными организациями могут применяться такие решения как организация корпоративных call-центров, а для повышения доступности сотрудников – поддержка мобильной работы и индикация статуса. Коллективная работы диспетчерских команд обеспечивается с помощью технологий унифицированных коммуникаций «Протон-ССС». Для  сетевых решений разработаны способы обеспечения информационной безопасности. 

Платформа «Протон-ССС» применима как для организации технологических коммуникаций на энергоподстанциях разных уровней (30-100кВ, 500кВ) и электростанциях, а также для управленческих коммуникаций в сетевых, генерирующих и энергосервисных компаниях.
   

На основе единой платформы могут быть реализованы:

  • офисная (корпоративная) телефонная связь;
  • оперативно-технологическая (диспетчерская) телефонная связь;
  • оперативная двусторонняя громкоговорящая связь;
  • громкоговорящая командно-поисковая связь и оповещение;
  • подвижная микросотовая связь стандарта DECT;
  • комплекс связи совещаний и циркулярного оповещения;
  • система регистрации переговоров, автоинформатор и голосовая почта;
  • система цифровой транковой радиосвязи.

Десятки тысяч портов на базе разработанной в ООО НПП «СПЕЦСТРОЙ-СВЯЗЬ» мультисервисной телекоммуникационной платформы «Протон-ССС» были введены в эксплуатацию на предприятиях ФСК и МРСК. Платформы «Протон-ССС» используются энергетиками в качестве оконечных и транзитных станций, а также первичных мультиплексоров и кросс-коннекторов цифровых потоков. Станция совместима с платформами EWSD, NEAX-61, SI2000, AXE10 и многими другими зарубежного и совместного производства. Широкий набор комплектов соединительных линий «Протон-ССС», поддержка ведомственных протоколов сигнализаций, наличие функций ДВО, возможность организации дистанционного сервисного обслуживания позволяют свести до минимума перечень необходимого телекоммуникационного оборудования. Станция комплексно и экономично интегрирует системы технической, диспетчерской и директорской связи, позволяя отказаться от разрозненных и устаревших систем АТСК, ЕСК, АДАСЭ, ЭДТС и директорских коммутаторов. В результате экономятся технологические рабочие площади узлов связи, средства на закупку комплектующего оборудования и, что важнее всего, вдвое снижаются эксплуатационные расходы. Немаловажны удобство и комфортность «Протон-ССС» в эксплуатации. Высокая степень унификации отдельных узлов, унификация протоколов обмена позволяют в кратчайшие сроки модернизировать станцию. А сервисное ПО обеспечивает пользователя оператора удобным средством повседневной эксплуатации ЦАТС – функцией удалённого мониторинга и управления коммутационными узлами.

 Особенности решений

ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ
Входящие и исходящие соединения
Стандартные протоколы и интерфейсы
Обратный вызов
“Чёрные” и “белые” списки
Переадресация, удержание, перехват и др. сервисы
История звонков с фильтром по дате, номеру и др.
Поисковая связь и домофоны
Видеосоединения
Удобные терминалы (системные телефоны)
Конференции и селекторная связь
Дополнительные виды обслуживания       
IP-телефония
Удаленные и мобильные рабочие места       
Цифровая беспроводная связь
Интуитивно-понятные пользовательские интерфейсы
Единый мониторинг и техобслуживание

МУЛЬТИСЕРВИСНАЯ СЕТЬ
Увеличение отдачи от собственных активов
Возможность быстрого изменения конфигурации
Возможность закрепления сетевых ресурсов за критичными приложениями
Снижение финансовой и функциональной
зависимости от третьих лиц
Единая среда управления и мониторинга
Полный контроль устойчивости и надежности сети
Безопасность технологических и коммерческих данных
Безопасное удаленное подключение, в том числе через Интернет
Безопасное предоставление сетевых ресурсов третьим лицам

ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СВЯЗЬ
Диспетчерские IP-пульты
Панель оператора
Селекторные и циркулярные совещания
Оперативное управление каналами
Специфические интерфейсы и протоколы (АДАСЭ, ЖД, радиостанции)
Очереди вызовов
Система голосового оповещения
Интеграция в диспетчерские системы и СУП
Интеграция с системами обеспечения безопасности (охранные, видеонаблюдение)

СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
Ситуационный центр
Системы унифицированных коммуникаций и совместной работы UC&C
Центры обслуживания вызовов и контакт-центры
Системы поддержки бизнес-процессов
Уменьшение затрат на эксплуатацию

ДРУГИЕ РЕШЕНИЯ «ПРОТОН-ССС» ДЛЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Распределённые коммуникации
Интеграция коммуникаций в рабочее место диспетчера
Организация связи на подстанции   
Диспетчерская связь для РДУ
Диспетчерская связь для электростанций
Организация двухсторонней громкоговорящей связи
Организация связи для резервных диспетчерских центров
Видеонаблюдение на энергообъектах
Микросотовая связь
Модернизация установленных систем связи
Системы оповещения об аварийных ситуациях
Организация информационного центра и центра обслуживания клиентов
Применение современного терминального оборудования
Информационная безопасность коммуникационных решений
   
Диспетчерская связь организована на базе пультов оперативной связи ПОС «Протон-ССС».
ПОС может интегрироваться в комплексную систему безопасности контролируемого энергообъекта/территории. ПОС «Простор-2» в составе системы оперативной связи позволяет включить в состав комплекса технические средства видеонаблюдения и охранно-тревожной сигнализации и обеспечить управление ими. Все подключенные к пульту устройства: видеокамеры, датчики (пожарные, охраны), турникеты и т.д. отображаются на плане объекта на мониторе оператора. В режиме реального времени проводится слежение за их состоянием. При срабатывании датчика система предупреждает оперативного дежурного графическими и  голосовыми сообщениями.

Может быть задействована система циркулярного оповещения. Например, от системы мониторинга приходит информация о разрыве на ЛЭП. Диспетчер выполняет действия по определению персонала для оповещения. Затем система собирает конференцию из выбранных участников, при этом обзванивая номера сотрудников (режим «охота»), оповещает всех о случившемся, используя text-to-speech. Сотрудники обсуждают ситуацию и принимают решение. При этом можно добавить любого сотрудника компании на лету.
Преимущества использования автоматической системы оповещения:

  • повышение скорости оповещения;
  • повышение скорости решения проблем;
  • повышение скорости работы;
  • снижение затрат за счет автоматизации процессов;
  • появление новых сервисов для клиентов (уведомление об отключениях, информирование о режимах работы и др.).

Подсистема беспроводной микросотовой связи стандарта DECT предусмотрена для обеспечения оперативной связи с сотрудниками, перемещающимся по территории объектов. Она включает до 16 базовых станций, работающих по протоколу SIP, и обеспечивает единое поле нумерации и единый комплекс услуг для проводных стационарных и беспроводных подвижных абонентов.

Для генерирующих компаний применяются устройства двусторонней громкоговорящей связи (УДГС).